Публикации


Лаппо: море может как разъединять, так и объединять людей


20 сентября, 15:41, Sputnik Грузия

Андрей Лаппо, представитель российской делегации, выступил с докладом на четвертой по счету конференции заинтересованных сторон Черноморского региона, которая состоялась в Батуми (АР Аджария).

— Ваш доклад на конференции был посвящен морскому пространственному планированию. Что это такое и какую роль оно играет в контексте «синей экономики»?

А.Л.: Так же, как и планирование на берегу, морское пространственное планирование — это организация пространства. Это основа для всей будущей деятельности. Как человеческой, а именно то, что мы чаще называем экономической, так и природоохранной. Морское пространственное планирование как раз обязано увязать интересы экономики с интересами сохранения природы для наших будущих поколений.

— Скажите, по Вашему мнению, на чем именно должна делать акцент Грузия, развивая морскую экономику? Туризм, рыболовство или транспортные перевозки?

А.Л.: Когда я приехал в солнечный Батуми из холодного Санкт-Петербурга, он мне показался настоящим раем. А что хочется увидеть в райском приморском городке? Парус на горизонте. Ну это, конечно, образно говоря.
У приморского центра одним из основных направлений должен быть морской — яхтной или круизный туризм. Ни одного, ни второго я тут не встретил, так же, как и интенсивного движения грузового флота. Поэтому нужно развивать порт, как в плане грузовых перевозок, так и пассажирских.

— На конференции обсуждался не только черноморский бассейн, но также немало внимания было уделено Балтике. В частности, Вы в своем выступлении сказали, что мы многому можем поучиться у стран Балтийского побережья. Поясните, чему именно?

А.Л.: Начнем с того, что это сравнительно небольшие морские бассейны с ограниченным числом стран, которые эти бассейны окружают. Существенное различие — это климат, поэтому развивать туристическое направление на Черном море намного комфортнее. Но Балтика, в некотором роде, идет впереди. Основные политические конфликты там были разрешены еще после второй мировой войны, сейчас там возникают конфликты чисто технического характера, от них никуда не денешься. В Черном море в свете разных политических причин пока не дошли до консенсуса.
Но я, как эксперт в области пространственного планирования территорий акваторий понимаю, что все политические проблемы — это временно, а использование акваторий людьми, которые населяют побережья — это вечно. Наша задача — независимо от политической ситуации, которая складывается на той или иной территории, обеспечить рациональное использование пространств. И делать это нужно так, чтобы экология оставалась в хорошем состоянии, по возможности улучшалась, а также у людей была возможность комфортно жить и зарабатывать деньги. И в этом плане странам черноморского побережья нужно ориентироваться на балтийскую модель ведения «Синей экономики».

— В своем выступлении вы отметили — у моря есть две стороны, положительная и отрицательная. Уточните, в чем это проявляется?

А.Л.: В древние времена море разъединяло людей — дошел до берега, а дальше конец света. Только отважные мореплаватели отправлялись в путь по воде и далеко не всегда они возвращались. Тогда море разъединяло. Потом на земле стало тесно, начал развиваться флот, пошло освоение новых территорий, где каждый стремился забрать себе кусочек получше. Так начались войны. В какой-то момент пришло осознание, что эта бойня ничего хорошего не даст и что море должно не разъединять, а объединять людей. Именно тогда начали развивать экономическую и коммуникационную деятельность, которая на сегодняшний день является положительной стороной.
Что же сказать о негативной? Происходит перемещение загрязнений. В одном месте грязь сливается в воду, а в другом — гибнет рыба и портится берег. Использование моря для транспортных нужд приводит к дополнительным последствиям: во-первых, увеличивается риск аварий с соответствующими выбросами топлива в открытое море, во-вторых, просто дым из трубы — существенный загрязнитель атмосферы, которую мы привыкли считать чистой. В Балтике уже принято решение по переходу на чистые виды топлива. Думаю, что со временем во всем мире будет так и природа будет подвергаться меньшим рискам, чем сейчас.


Пора планировать моря и океаны

Россия предпринимает лишь первые шаги в направлении морского планирования, тем не менее, ей необходимо сделать это в кратчайшие сроки – если страна сама не застолбит своих морских границ, «помогут» другие государства, считает наш собеседник – генеральный директор ОАО "НИИПГрадостроительства" Андрей Дорофеевич ЛАППО.
Морской бизнес, журнал
2014 г., апрель
https://drive.google.com/file/d/0B7nlCcSbKJyTeWJ1SzNRYkdsYXM/view?usp=sharing

Текстовое поле




Сегодня и завтра морского пространственного планирования Российской Федерации

17 апреля 2014 года Европарламент принял Директиву ЕС по морскому пространственному планированию (МПП). Практическим итогам этой директивы будет являться назначение в странах–членах ЕС к 2016 году государственного органа, ответственного за национальное МПП с транспонированием в национальное законодательство
Директивы ЕС, то, что к 2021 году должны быть выполнены морские планы всех приморских членов Евросоюза. Таким образом, Балтийское море (а также другие моря, окаймляющие Европу) окажется полностью распланированным, за исключением (возможно) российской части акватории. На вопросы отвечает генеральный директор ОАО «НИИПГрадостроительства», Лаппо Андрей Дорофеевич.

Журнал «Вестник «Зодчий XXI век»2014г.


https://drive.google.com/file/d/0B7nlCcSbKJyTRUJDVXpBa21LM00/view?usp=sharing

Текстовое поле


На пути к пространственной организации России

В соответствии с уставными задачами ОАО «НИИПГрадостроительства» в 2012 году продолжил выполнять заказы по градостроительному обустройству отдельных регионов и муниципальных образований страны, а также вел поисковые работы и готовил научные обоснования по вопросам ведения Минэкономразвития и Минрегиона России. Научное и проектное отделения института численностью 120 чел. завершили разработки большого пакета градотроительных документов: научных тем, отчетов и проектов разных уровней сложности.


Управление развитием территорий, журнал2013 г., январь


https://drive.google.com/file/d/0B7nlCcSbKJyTZVRDb1hjbG1MbEk/view?usp=sharing

Текстовое поле